Закон, допуская право граждан на свободное перемещение в пределах страны, предусматривает необходимость оформления регистрации по месту пребывания или постоянного проживания. Чтобы выписаться из квартиры по собственному желанию, необходимо подать заявление в отдел миграции при УМВД, предъявив необходимый перечень документов. Проблем с выпиской не возникнет, если предстоит одновременная постановка на учет по другому адресу. Если выписываются «в никуда», необходимо учитывать, что в ближайшее время понадобится решить вопрос с регистрацией по месту пребывания или постоянного проживания.
- Законодательные ссылки
- Способы выписки из квартиры
- Автоматическая выписка
- Прекращение регистрации без новой прописки
- Онлайн обращение
- Процедура выписки из квартиры
- Через миграционный отдел МВД
- Через МФЦ
- Через Госуслуги
- Как выглядит заявление о снятии с регистрации?
- Можно ли сняться с регистрационного учета без паспорта?
- Частые вопросы и ответы юриста о снятии с регистрации
- Юридические сложности при снятии с регистрационного учета
Законодательные ссылки
Вопросам регистрационного учета граждан посвящены статьи и пункты федерального законодательства. В процессе снятия с учета руководствуются следующими законодательными нормами:
- П. 2 ст. 292 ГК РФ. После отчуждения собственности в результате продажи или иной сделки право пользования жильем прекращается для бывшего владельца и его семьи.
- ПП №713 от 17 июля 1995 утверждает Правила регистрации и сроки выписки после изменения адреса проживания.
- Приказ МВД №984 от 31 декабря 2017 утверждает Административный регламент по регучету.
Основные способы подачи и описание алгоритма выписки при добровольном обращении граждан указаны в ст. 90 Приказа МВД № 984.
Способы выписки из квартиры
Руководствуясь п. 90 Приказа МВД, существует 3 способа, как прекратить регистрацию по собственной воле:
- Автоматическая выписка при постановке на регучет по новому адресу.
- Прекращение регистрации без оформления новой (выписка «в никуда»).
- Снятие с учета через обращение на сайте Госуслуги.
Заявление установленного образца подают лично или дистанционно, используя для этого почтовую отправку или электронный портал Госуслуг.
Пакет документов, прилагаемых к заявлению, определяют согласно п. 43, п. 51, п. 53-54 Административного регламента.
Автоматическая выписка
Никаких дополнительных мер по выписке предпринимать не требуется, если человек собрался выписаться и прописаться в другую квартиру. При переезде на новый адрес гражданин становится на регистрационный учет по месту жительства, при этом прежняя прописка аннулируется автоматически.
Если необходимо срочно выписаться, находясь в другом городе, и нет времени заниматься переоформлением, достаточно найти новое место прописки. Штамп о снятии с регучета ставят в паспорт одновременно с отметкой о новом месте жительства.
Закон предписывает зарегистрироваться по новому адресу в течение 7-дневного срока. Если срок для постановки на учет пропущен, согласно Постановлению Правительства РФ №713, к нарушителю будет применено административная мера. Чтобы выписаться в никуда, понадобятся уважительные обоснования.
Избежать штрафа за пропуск срока для постановки на учет после выписки позволят доказательства, что человек не мог своевременно оформить регистрацию из-за длительной служебной поездки, тяжелая болезнь с оформлением листа временной нетрудоспособности, проблемы с запланированной сделкой недвижимости или призыв военкомата.
Прекращение регистрации без новой прописки
Иногда жизненные обстоятельства не позволяют прописаться сразу после выписки. Так происходит при продаже жилья и отсутствии данных о новом месте жительства. Пока человек ищет квартиру или дом для проживания, приходится выписываться «в никуда».
Чтобы сняться с регучета, выполняют следующие действия:
- Обратиться в ближайший отдел УВМ МВД или МФЦ с заявлением о снятии с учета.
- Передать документы вместе с паспортом.
- Получить подтверждение о том, что документы приняты к рассмотрению.
- Через несколько дней можно получить листок убытия и паспорт, в котором будет стоять отметка о снятии с регистрации.
Листок убытия действует в течение 30 дней. Если гражданин выписывается без последующей регистрации, следует в течение месяца решить вопрос с пропиской по новому месту, чтобы не просрочить выданный лист убытия.
Онлайн обращение
Процедура постановки на регучет через портал государственных услуг подробно описана на сайте. Регистрационные услуги предоставляет ведомство МВД в течение 3 дней на бесплатной основе.
Чтобы выписаться из квартиры и прописаться в другую через Госуслуги, должно быть заполнено заявление с указанием паспортных данных. Услуга не оказывается онлайн в полном объеме, поскольку необходимо поставить отметку в паспорте. В назначенный день являются в отдел по миграционным вопросам при УМВД и передают оригиналы документов.
Процесс завершается внесением штампа в паспорт и вручением уведомления о снятии с учета.
Процедура выписки из квартиры
Последовательность действий во многом зависит от выбора способа прекращения регистрации. Процедура заключается в подаче заявления в уполномоченный орган и внесение штампа в российский паспорт.
Перечень документов для выписки из квартиры включает:
- заполненное и подписанное заявление;
- оригинал паспорта гражданина РФ;
- лист убытия, оформляемый при прекращении регучета.
Формат заполняемого заявления строго регламентирован. При одновременной прописке и выписке гражданина используют готовый бланк по форме №6 с отрывным талоном, направляемым в орган регистрационного учета по прежнему адресу прописки.
Через миграционный отдел МВД
Прямое обращение в отдел УВМ МВД сокращает срок обработки запроса, однако ожидание в очередях может свести экономию к нулю. Чтобы сократить время ожидания, записываются на прием заранее и приходят строго к назначенному часу. Бланк заявления заполняют непосредственно при посещении отделения, либо заранее, по образцу.
Через МФЦ
Чтобы выписаться из квартиры через МФЦ, выполняют следующие действия:
- Запись в электронную очередь для подачи документов в МВД.
- Визит в назначенный день и час с личными документами в отделение МФЦ.
- Получение расписки о принятии документов.
- Возврат паспорта после постановки штампа о выписке.
Обращаясь в МФЦ, период обработки запроса увеличивается на 2-3 дня.
Через Госуслуги
Имея авторизованный аккаунт на портале Госуслуг, можно выписаться и прописаться в дистанционном формате, однако для внесения отметки в паспорт посетить отдел УВМ или МФЦ придется в любом случае.
Пошаговая инструкция подачи заявления через портал:
- Войти в кабинет на сайте Госуслуг.
- Перейти по ссылке «Получить услугу» и заполнению заявления.
- Ввести данные паспорта и сведения о заявителе (дата рождения, место текущей прописки).
- Указать новый адрес, если вместе с выпиской человек прописывается. Если регистрироваться заявитель пока не планирует, ячейка остается пустой.
- Вписать причину, почему понадобилось снятие с регистрации (срочная служба, лишение свободы, продажа, утрата прав на жилье, другие причины).
- Отметить данные об иностранном гражданстве.
- Внести записи о работе, учебе, соцобеспечении.
Остается выбрать место подачи документации и отметить о согласии с обработкой данных. После первичной проверки заявления поступает уведомление о его регистрации. Заявителя пригласят на прием, о чем придет сообщение по электронной почте.
Как выглядит заявление о снятии с регистрации?
Бланк документа строго определен. Приказ МВД №984 от 31.12.2017 года утверждает форму №6 заявления.
Заявление по форме 6 состоит из 2 частей. Первая содержит информацию о планируемой регистрации:
- Орган, куда подается заявление.
- ФИО выписываемого человека.
- Сведения о рождении.
- Данные паспорта.
- Контактный номер мобильного.
- Адрес новой прописки.
- Основания для использования жилплощади – выписка ЕГРН, договор соцнайма.
- Дата составления и подпись.
Во второй части заявления пишут те же сведения плюс информация о старом адресе, откуда снимается с регистрации человек.
Можно ли сняться с регистрационного учета без паспорта?
Снятие с постоянного регистрационного учета подтверждается отметкой в паспорте. Находясь в активных разъездах, трудно найти время для оформления прописки. По этой причине возникает вопрос, можно ли выписаться без паспорта.
Поскольку именно в паспорте будут отмечены данные о постоянной прописке, без документа обращаться в отдел по миграционным вопросам нет смысла. Регистрирующий орган откажет в выписке ввиду отсутствия главного документа.
Если причина отсутствия паспорта – его утеря, то вначале занимаются восстановлением документа, а затем вносят изменения в прописку. Каждый гражданин, достигший 14-летия, после получения паспорта для выписки должен предъявить этот удостоверяющий документ.
Частые вопросы и ответы юриста о снятии с регистрации
Юридические сложности при снятии с регистрационного учета
В процессе выписки могут возникнуть сложности, если гражданин захочет прекратить регистрацию, не встав на учет по другому адресу. Следует проконсультироваться с юристом перед выпиской из квартиры, поскольку после потери прописки или изменения адреса могут возникнуть серьезные правовые последствия.
Если не удается самостоятельно нанести визит в отдел УВМ по уважительным причинам, стоит доверить процесс выписки опытному юристу.