Ответственность за некачественный ремонт двигателя автомобиля несет автосервис, который его делал. Вы можете взыскать с него деньги, потраченные на ремонт в другой СТО, или заявить иные требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Разберемся, что делать, если двигатель отремонтировали некачественно, и какие у вас есть права.
- Права потребителя
- Как взыскать деньги за некачественный ремонт двигателя автомобиля
- Шаг 1: определитесь с требованиями
- Шаг 2: подайте претензию
- Шаг 3: дождитесь ответа
- Шаг 4: подготовьте документы
- Шаг 5: обратитесь в суд
- Шаг 6: предоставьте машину для экспертизы
- Шаг 7: получите решение и исполнительный лист
- Шаг 8: получите деньги
- Пример из судебной практики
- Ответы юриста на частые вопросы по теме статьи
- Заключение юриста
Права потребителя
Согласно ст. 4 ЗоЗПП, автосервис должен предоставлять услуги, качество которых соответствует договору. Договор может быть как письменным, так и устным. В последнем случае заключение договора подтверждается заказ-нарядом.
Ответственность СТО за некачественный ремонт двигателя (ДВС) и других агрегатов, запчастей и деталей регламентируется п. 38-40 Постановления Правительства РФ от 11.04.2001 №290 и ст. 29 ЗоЗПП.
Если вы выяснили, что в автосервисе вам некачественно отремонтировали ДВС, у вас есть право потребовать:
- Безвозмездного ремонта для устранения недостатков.
- Соответствующего уменьшения стоимости работы.
- Возмещения расходов на ремонт ДВС в другом автосервисе.
- Расторгнуть договор оказания услуг и потребовать полного возмещения убытков, если проблема не была устранена СТО в установленные сроки.
На практике лучше требовать бесплатный ремонт, или обратиться в другой автосервис, а затем потребовать возмещение стоимости ремонта там. Указанные требования можно заявить в течение гарантийного срока, если он не установлен – в течение двух лет со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ.
СТО обычно дают гарантию 30-60 дней на свои услуги. Даже если гарантийный срок закончился, вы все равно можете обратиться в автосервис с претензией, если есть основания полагать, что при ремонте вам установили детали б/у или выполнили работы с нарушением технических правил.
Если будете обращаться на другую СТО для ремонта, а потом возмещать расходы с автосервиса, который некачественно отремонтировал двигатель, обязательно заберите все старые запчасти, подлежащие замене, сохраните заказ-наряды и чеки. Они вам пригодятся.
Как взыскать деньги за некачественный ремонт двигателя автомобиля
Не паникуйте, но и не рассчитывайте, что проблему удастся решить быстро. Некоторые автосервисы, не желая тратить время на судебные разбирательства, стараются обойтись без лишних споров и выполняют требования клиентов. Но основная часть СТО все же не хотят лишний раз бесплатно ремонтировать автомобили и лишаться выручки, пусть и по собственной вине.
Запаситесь терпением, а лучше – заручитесь помощью юриста, у которого уже есть опыт успешного решения таких споров. Рассмотрим, как они выглядят пошагово на практике.
Шаг 1: определитесь с требованиями
О требованиях, которые вы можете заявить до обращения в суд, написано выше. Если хотите, чтобы двигатель отремонтировали бесплатно, желательно сделать независимую экспертизу. Если в заключении эксперта будет указано, что ДВС отремонтировали некачественно, и подробно описаны недостатки, с ним вы можете обратиться в автосервис и подать претензию.
Обойтись можно и без заключения эксперта, но в таком случае вы не сможете обосновать, какие именно недостатки проделанной работы вы обнаружили. Вы приедете на СТО, вам скажут загонять автомобиль на осмотр, и найдут еще 1 000 проблем, умолчав о том, что в первый раз двигатель отремонтировали некачественно. В итоге вы заплатите еще много денег. Хорошо, если о недостатках вам не скажут и молча устранят их. Но, скорее всего, мастера ничего не будут делать, получат деньги, вы покинете автосервис и поймете, что проблема так и не решена.
Шаг 2: подайте претензию
Отдельных требований к оформлению претензии нет. Укажите в ней, когда и какой ремонт производился, какую сумму вы заплатили; когда и какие проблемы с машиной возникли после ремонта.
Если вам пришлось воспользоваться услугами эвакуатора, чтобы дотащить машину до СТО, укажите в претензии требование о возмещении расходов на эвакуацию.
Претензию лучше передать в автосервис лично и взять расписку о принятии, но можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Шаг 3: дождитесь ответа
На претензию вам должны ответить в течение 10 дней с момента получения исполнителем. Если на СТО согласны с вашими требованиями, проблема решится быстро: вам выплатят деньги или пригласят на бесплатный ремонт. При неблагоприятном сценарии на вашу претензию никто не ответит, или вам перезвонят и скажут, что ничего возмещать или ремонтировать не будут. Тогда вы сможете действовать дальше.
Шаг 4: подготовьте документы
Для суда вам понадобится исковое заявление, паспорт, все заказ-наряды, акт приема-передачи автомобиля после ремонта, заявка по заказ-наряду, квитанции об оплате, ПТС и СТС. Если вы уже обращались на другую СТО, где произведен повторный ремонт двигателя, подготовьте заказ-наряд и передаточный акт, оформленный там, а также чеки об оплате.
В исковом заявлении вы можете указать требования о:
- Возмещении убытков, причиненных некачественным ремонтом двигателя транспортного средства. Например, если одна деталь в ДВС из-за некачественного ремонта сломалась и повредила другую, можно компенсировать стоимость последней.
- Компенсации морального вреда.
- Взыскании штрафа 50% за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
- Взыскании неустойки, если нарушен срок устранения недостатков выполненной работы.
- Возмещении расходов на ремонт в другом автосервисе.
Также для суда нужна расписка о получении ответчиком претензии, его письменный ответ (при наличии), уведомление об отправке копии искового заявления ответчику. Перед обращением в суд вы сами должны отправить ему письмо, оповестив его о своих намерениях.
Со всех документов нужно снять копии. Оригиналы предоставляются на заседании.
Шаг 5: обратитесь в суд
Если цена иска не превышает 100 000 руб., дело рассматривает мировой суд. Вы можете обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по юридическому адресу ответчика. Лучше подавать документы в суд по своему адресу: есть вероятность, что руководитель автосервиса обзавелся нужными знакомствами в «своем» суде, и у вас точно не будет там никаких шансов.
Получив документы, суд назначит предварительное заседание, где могут уточнить суть иска, исковые требования, запросить дополнительные документы. Если все в порядке, далее дело будет рассматриваться по существу – с изучением доказательств и заслушиванием мнений сторон.
Шаг 6: предоставьте машину для экспертизы
Судебная автотехническая экспертиза может быть назначено как по ходатайству одной из сторон, так и по инициативе суда, даже если у вас на руках уже есть заключение независимого эксперта. Оплачивает ее тот, кто заявил ходатайство. Если суд сам назначил экспертизу, он определяет, кто несет расходы по оплате.
В ходе исследования эксперт должен ответить на несколько вопросов:
- Могла ли неисправность возникнуть из-за некачественного ремонта двигателя?
- Качественно ли был выполнен ремонт ДВС ответчиком?
- Возможно ли возникновение неисправности из-за внешнего воздействия, некачественного ремонта?
Экспертиза проводится обычно в срок до 30 дней. Если ранее вы уже ремонтировали машину в другом автосервисе, достаточно представить снятые детали и агрегаты, которые устанавливал ответчик. Если ремонт еще не производился, на исследование можно представить сам автомобиль, чтобы не снимать их самостоятельно.
Шаг 7: получите решение и исполнительный лист
В лучшем случае разбирательства будут длиться 2-3 месяца, если ответчик не станет всячески препятствовать и затягивать сроки. Иногда процесс занимает и 1-2 года.
Если ваши требования удовлетворены полностью или частично, и вы согласны с решением, заберите его копию и подождите один месяц, когда оно вступит в силу. После этого обратитесь в канцелярию суда и заберите исполнительный лист.
Шаг 8: получите деньги
Исполнительный лист можно представить сразу в банк, в котором у ответчика открыт расчетный счет. Посмотрите чеки – там будет указано, в какой именно банк вы можете обратиться. Деньги по исполнительному листу вам перечислят по вашим реквизитам в течение 5-7 дней.
Также исполнительный лист можно подать в ФССП, но взыскание денег займет гораздо больше времени.
Пример из судебной практики
Магдалин Е.Д. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании убытков, причиненных некачественным ремонтом автомобиля. Ответчиком выступал ИП Новиков Д.Н.
В обоснование требований истец указал, что в его автомобиле «Лада» сломался двигатель, появился посторонний металлический шум, периодически начал загораться индикатор датчика давления масла. Он обратился к ИП Новикову Д.Н. за ремонтом. Работы были проведены в день обращения, мастер сказал, что машина готова к эксплуатации. Магдалин Е.Д. оплатил работы и уехал, но уже на следующий день появились прежние признаки неисправности двигателя.
Магдалин Е.Д. снова обратился в автосервис ответчика, где были проведены следующие работы по замене:
- Комплекта гидрокомпенсаторов.
- Впускного и выпускного распредвалов.
- Ремня ГРМ и помпы.
Клиент забрал машину, и его снова заверили, что с двигателем все в порядке. Через несколько дней, когда он ехал по своим делам, появились все те же признаки неисправности ДВС. Ситуация повторилась, и Магдалину Е.Д. предложили проведение ряда работ и приобретение дополнительных запчастей.
После очередного ремонта машина сломалась, только в дополнение к привычным симптомам появилась утечка охлаждающей жидкости, моторного масла из-под головки цилиндра, ряд других проблем. Магдалин Е.Д. поехал в тот же автосервис, и в этот раз сам увидел ряд недоработок: мастер не прикрутил генератор, не затянул должным образом узлы и агрегаты, не зафиксировал защитный кожух ремня ГРМ, не было болтов и гаек креплений.
За 4 месяца Магдалин Е.Д. обращался в автосервис с одной и той же проблемой много раз. Сам ИП Новиков Д.Н. пообещал ему, что лично отремонтирует автомобиль, и сделает все для того, чтобы претензий к его СТО не было. Также ответчик пообещал, что, если истцу придется обратиться к другому мастеру, и выяснится, что машина до сих пор неисправна из-за плохой работы его мастеров, он возместит все причиненные ему убытки и стоимость запчастей.
В итоге Магдалин Е.Д. после очередного ремонта забрал машину, и, не проехав 5-8 км, снова появились признаки неисправности двигателя. Компьютер подавал сигналы о выходе ДВС из строя, он чем Магдалин Е.Д. незамедлительно уведомил ответчика. На этом моменте ответчик изменил свое мнение и отказался от обещаний, которые дал ранее, несмотря на то, что ему были представлены видеозаписи и другие доказательства, полученные при ремонте в другом автосервисе и подтверждающие, что на его СТО выполнили работы некачественно.
На претензию ИП Новиков Д.Н. никак не отреагировал, и Магдалин Е.Д. обратился в суд. Представленных им доказательств хватило для принятия решения. Исковые требования удовлетворили частично. С ответчика взыскали материальный ущерб в сумме 106 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке – 63 229,82 руб., а также госпошлину (Решение № 2-1393/2021 2-1393/2021~М-1122/2021 М-1122/2021 от 21 июня 2021 г. по делу № 2-1393/2021).
Ответы юриста на частые вопросы по теме статьи
Заключение юриста
За некачественный ремонт двигателя машины с автосервиса можно взыскать все убытки, возникшие по его вине. Для этого нужно подготовить документы, составить исковое заявление и обратиться в суд. Чтобы решение приняли в вашу пользу, лучше заручиться поддержкой опытного юриста, который точно знает, что нужно делать в конкретной ситуации.