При утере договора купли-продажи квартиры у собственника может возникнуть вопрос, как его восстановить. Документация о праве собственности требуется при продаже, обмене, дарении, сдаче в аренду. Разберем, можно ли восстановить договор купли-продажи на жилье, какие существуют способы восстановления, как получить оригинал или копию договора, какие проблемы возникают на практике и как решаются.
Можно ли восстановить договор купли-продажи жилого помещения
Утеря договора купли-продажи недвижимости не означает, что владелец лишается права собственности на жилое помещение. Главное не затягивать с восстановлением документации и заняться этим вопросом сразу после пропажи.
Восстановление договора необходимо по следующим причинам:
- в жилом помещении будет затруднительно сделать перепланировку;
- при продаже могут возникнуть сложности с подтверждением прав на недвижимость;
- оригинал документа может оказаться у мошенников.
Следует знать! Копия договора выдается владельцу жилья, его законному представителю или представителю по доверенности, наследникам умершего собственника.
Какие существуют способы восстановления договора купли-продажи жилья
Договор купли-продажи остается у продавца и покупателя, а также передается в Росреестр, нотариусу, в БТИ и другие организации, занимающиеся оформлением документов на недвижимость.
Для восстановления договора в случае его утраты рекомендуется воспользоваться следующими способами:
- Подать заявление в Росреестр. Все сделки с недвижимостью регистрируются в ЕГРН и один экземпляр договора хранится в регистрационном деле. Поэтому его можно запросить, обратившись за предоставлением сведений о квартире из реестра.
- Обратиться в МФЦ. Гражданин подает заявление, и сотрудники центра запрашивают договор на квартиру в Росреестре.
- Запросить документ у нотариуса. Если стороны решили удостоверить сделку в нотариальной конторе, то один экземпляр остается там. Нотариус выдаст копию договора купли-продажи.
- Через Госуслуги. Сервисы портала позволяют записаться на прием в Росреестр или МФЦ, что экономит время. Запрошенные документы выдаются в назначенное время по записи.
- БТИ. Выдаются сведения по сделкам с жильем, зарегистрированным до 1998 года.
Важно! Если документы на квартиру были украдены, то в первую очередь следует обратиться в Росреестр для запрета любых сделок с недвижимостью. Также подается заявление в полицию, чтобы был зафиксирован факт кражи.
Как собственнику восстановить договор купли-продажи квартиры в Росреестре
Росреестр является регистрационным органом сделок с недвижимостью, поэтому целесообразно сразу обратиться именно туда.
Для восстановления договора необходимо предпринять ряд действий:
- Подготовить паспорт, сохранившиеся документы на квартиру (кадастровый или технический паспорт).
- Оплатить госпошлину. За документацию в электронном виде граждане оплачивают 340 руб., в бумажном – 170 руб.
- Подать заявление.
- Получить выписку из ЕГРН и копию договора купли-продажи.
За получением копии кадастрового и технического паспорта необходимо обратиться в БТИ. Заявителю выдадут дубликат на основании тех документов, которые были предоставлены при первичном оформлении технической документации.
Частые вопросы и ответы на них
Какие сложности могут возникнуть
При утере договора купли-продажи квартиры, свидетельства о государственной регистрации права собственности, технической документации возникает вопрос, как восстановить документы и доказать, что гражданин действительно является ее собственником. Для быстрого решения проблемы желательно привлечь квалифицированного юриста, который разъяснит порядок восстановления документов на жилое помещение. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.