Покупая бытовые товары и продукты, пользуясь услугами банков и сотовых операторов, заказывая различные работы, потребитель часто становится жертвой обмана со стороны продавца. Многие покупатели не знают, что за нарушение прав потребителей предусмотрена ответственность.
Разберем, как продавцы обманывают покупателей, какая ответственность предусмотрена за обман, что делать, если в магазине ввели в заблуждение, как написать жалобу в Роспотребнадзор, какие сложности возникают на практике и как решаются.
Как продавцы обманывают потребителей
Продавцы обманывают покупателей в целях увеличения размера прибыли. Обман проявляется в различных формах:
- Продавец обвешивает покупателя, продавая ему товар меньшего веса и беря оплату за больший вес (обвес). Например, в пакете расфасован сахар по 900 гр., а на этикетке указан вес 1 кг.
- Покупателю отмеряют продукцию меньшего размера, чем он просил (обмеривание). Например, в магазине тканей попросили отмерить 2 метра ткани, а фактически продавец отрезал 1,90 м.
- Продавец взял с покупателя плату, превышающую реальную стоимость товара (обсчет). Например, покупатель приобрел товар на 600 руб., а продавец взял с него 650 руб.
- В магазине сообщили сведения о товаре, не соответствующие действительности (введение в заблуждение). Например, на коробке с продуктом указано, что он изготовлен из натуральных компонентов, а фактически содержит заменители и консерванты.
Также распространены такие формы обмана, как реализация контрафакта и фальсифицированной продукции.
Следует знать! При обмане покупателей продавец нарушает Закон о защите прав потребителей, в котором указано, что он несет ответственность за добросовестное исполнение договора и достоверность информации о товаре (статья 12 Закона о защите прав потребителей).
Какая ответственность предусмотрена за обман покупателя
Продавцы, кассиры, предприниматели и организации несут за обман покупателей административную ответственность, предусмотренную статьей 14.7 КоАП РФ.
Физические лица (кассиры, продавцы, другие сотрудники в сфере продаж) наказываются штрафом в размере от 3 000 до 5 000 руб. Предприниматели и должностные лица должны будут заплатить государству от 10 000 до 30 000 руб., организации – от 20 000 до 50 000 руб.
За введение покупателей в заблуждение предусмотрена повышенная ответственность для предпринимателей и должностных лиц – от 12 000 до 20 000 руб. и организаций – от 100 000 до 500 000 руб.
Куда обращаться, если вас обманули
В случае обмана со стороны продавца потребителю следует попробовать решить вопрос мирным путем, обратившись к собственнику магазина. Можно подать письменное заявление с описанием сложившейся ситуации.
Если конфликт не решен, необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или правоохранительные органы. По факту обращения проводится проверка, по результатам которой составляется протокол об административном правонарушении.
Сотрудник Роспотребнадзора самостоятельно выносит постановление о наложении штрафа или передает материал в суд для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Как написать жалобу в Роспотребнадзор
Жалоба в Роспотребнадзор составляется в свободной форме. Рекомендуется соблюсти общие требования, предусмотренные статья 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан.
В жалобе необходимо указать следующую информацию:
- наименование территориального подразделения Роспотребнадзора;
- ФИО заявителя, его адрес, телефон для связи, электронная почта;
- описание ситуации;
- ссылки на нормы закона;
- просьбу провести проверку;
- список приложений;
- дату и подпись.
Документы подаются через канцелярию Роспотребнадзора. Также обращение можно направить по почте заказным письмом или подать через официальную интернет-приемную ведомства www.rospotrebnadzor.ru.
Судебная практика
Пример 1. Постановлением Саратовского областного суда от 30.08.2018 года № 4А-518/2018 оставлен без изменений судебный акт суда первой инстанции, которым ООО «МК «АГРОТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В процессе разбирательства суд установил, что сотрудники Роспотребнадзора проводили проверку. По результатам лабораторных исследований пищевой продукции выявлено, что состав колбасок полукопченых «Шашлычные», изготовленных ООО «МК «АГРОТЭК», не соответствует информации, размещенной на этикетке продукта, что свидетельствует о введении покупателей в заблуждение. Суд привлек нарушителя к ответственности по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ.
Пример 2. Решением Ставропольского краевого суда от 15.08.2018 года по делу № 7-555/2018 оставлено без изменений решением первой инстанции об отказе в отмене постановления Роспотребнадзора о наложении штрафа. В процессе разбирательства суд установил, что на складе ООО «Пятигорский молочный комбинат» была отобрана проба молока ультрапастеризованного. По результатам лабораторных исследований установлено наличие сухого молока, что не соответствует заявленным производителем сведениям о составе продукции. Наличие сухого молока в питьевом молоке свидетельствует о несоответствии фактических потребительских свойств продукции, сведениям, указанным на потребительской упаковке для потребителя (маркировке). Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения инженера по качеству ООО «Пятигорский молочный комбинат» Баранова А.М. к административной ответственности по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Частые вопросы юристам и ответы на них
Какие сложности могут возникнуть
Когда покупатели сталкиваются с обмериванием, обсчетом, обвесом, введением в заблуждение, не всегда удается доказать, что продавец допустил нарушение требований закона. Для быстрого решения проблемы желательно привлечь квалифицированного юриста, который разъяснит, какую ответственность несет продавец за обман потребителя, поможет подготовить доказательства и составит жалобу в Роспотребнадзор. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.