Жалоба в трудовую инспекцию о нарушении трудовых прав

Обновлено: Март, 2024 года

Пишет жалобу в ГИТ

Один из способов защитить свои интересы при невыплате зарплаты, незаконном увольнении, отказе в предоставлении отпуска – обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. На основании обращения работника организовывается внеплановая проверка. Если подтвердятся неправомерные действия нанимателя, то ему вынесут предписание о восстановлении нарушенных прав. В статье рассмотрим, в каких случаях можно обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, как ее правильно составить и какие сложности могут возникнуть при подаче обращения.

В каких случаях можно подать жалобу в трудовую инспекцию?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Трудовое законодательство четко определило объем прав и гарантий работника, которые не должны нарушаться работодателем.

Разберем наиболее распространенные ситуации, которые можно расценить как нарушение трудовых прав:
Ситуация, в которой нарушаютсяСтатьи ТК РФ
Заключение срочного трудового договора по основаниям, не предусмотренным ТК РФ (например, работа не носит временный характер, однако работодатель принимает сотрудника на работу на определенный срок)Статья 59 ТК РФ
Отказ в выдаче копий документов по заявлению работника (например, гражданин подал заявление о выдаче копии трудового договора, приказа о приеме на работе, локальных актов организации, однако наниматель ответил отказом)Статья 62 ТК РФ
Работодатель допустил работника к выполнению должностных обязанностей без оформления трудового договора (Например, гражданин подал заявление о приеме на работу, однако отдел кадров в течение трех дней не оформил с ним трудовой договор)Статьи 67, 67.1 ТК РФ
Перевод сотрудника на другую работу без его согласия (Например, главный врач оформил приказ о переводе врача из одного отделения в другое, не получив от него письменного согласия)Статья 72 ТК РФ
Наниматель уволил сотрудника без его согласия (например, заставил написать заявление об увольнении по собственному желанию)Статья 80 ТК РФ
Сотрудника привлекают к работе в выходные и праздничные дни (Например, в субботу, на майские или новогодние праздники)Статья 113 ТК РФ
Гражданину не предоставляют ежегодный отпуск (например, работодатель не отпускает работника в отпуск два года подряд)Статья 122 ТК РФ
Работнику не дали расчет при увольнении (например, не выплатили в день увольнения заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск)Статья 140 ТК РФ

Важно! Пожаловаться на нарушение трудового законодательства может как отдельный гражданин, так и коллектив организации. Коллективные обращения актуальны, когда работодатель допускает систематические не соблюдает нормы ТК РФ. При подаче групповой жалобы больше шансов на то, что наниматель будет привлечен к ответственности.

Как написать жалобу в трудовую инспекцию?

Трудовая инспекция предпринимает меры воздействия к недобросовестным работодателям в том случае, когда гражданин подал надлежащим образом оформленную жалобу.

Для того, чтобы обращение было принято к рассмотрению, необходимо составить его с учетом следующих рекомендаций:

1. В жалобе должна быть заполнена «шапка» с полным официальным наименованием трудовой инспекции по месту проживания гражданина. Также необходимо указать ФИО заявителя, адрес проживания и контактный телефон.
  2. В основной части обращения последовательно и лаконично излагаются фактические обстоятельства, касающиеся конфликтной ситуации. Указываются статьи ТК РФ, нарушенные работодателем.
  3. В просительной части необходимо сформулировать конкретное требование. Например, провести проверку и понудить работодателя к устранению нарушений трудового законодательства.
  4. Желательно приложить документы, подтверждающие неправомерные действия работодателя: приказы, локальные акты, ответы на заявления сотрудника.

Следует знать! Обращение не должно быть анонимным, поскольку трудовая инспекция не рассматривает жалобы без сведений о заявителе. Также важно придерживаться официально-делового стиля, не использовать ненормативную лексику и оскорбления.

Образец жалобы в трудовую инспекцию о нарушении трудовых прав

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Предлагаем воспользоваться образцом жалобы, подготовленным опытными юристами по трудовому праву.

Жалоба в гит

Если жалоба подается через интернет-приемную (Онлайнинспекция.рф) трудовой инспекции, то достаточно будет заполнить графы электронной формы обращения и прикрепить документы в формате pdf.

Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы в трудовую инспекцию?

Не всегда обращение в трудовую инспекцию дает нужный результат. Работодатель может проигнорировать предписание контролирующего органа и продолжить нарушать права работников. В таком случае необходимо защищать свои интересы через суд. Если вам требуется бесплатная консультация по вашей ситуации, рекомендуем обратиться к специалистам на нашем сайте. Они свяжутся с вами и ответят на все вопросы.

Есть вопросы по теме статьи? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по вашей проблеме (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85
Главный юрист
Вопросы и ответы: 3
  1. Майя

Здравствуйте. Мы коллектив паллиативного отделения Егорьевской ЦРБ. Московская область. Бюджет. В конце прошлого года сотрудникам нашей больницы были сделаны огромные выплаты, а нам нет. Руководство больницы объяснило это тем, что мы бюджет, а все остальные сотрудники омс. На собрании также было сказано, что мы сами виноваты, что у нас нет премии в конце года, так как в отделении лежало не 30 чел ,как должно, а от 38 до 48. и эти пациенты якобы «съели» нашу премию. Но! Мы средний и младший медперсонал , а не руководство! И не однократно говорили заведующей нашего отделения , что много народу.
    Нашему отделению 5 лет. За 5 лет работы нам ни разу не выплачивались премиальные выплаты и не повышалась зарплата. Также на усмотрение руководства у на отняли 50% ночных, тем самым снизив зарплату на 5000 руб. Мы хотим разобраться , все ли наши права соблюдены.

2. Андрей

Здравствуйте. Я работаю в судоходной компании в плавсоставе. Т.е. на судне. Тип судна танкер-химовоз. Стал готовиться к выходу на пенсию, запросил выписку ИЛС в ПФР и обнаружил что со второго квартала 2017г. Работодатель не отчисляет средства в ПФ. Таким образом я теряю льготный трудовой стаж и право досрочного выхода на пенсию. В компании очень скользенько говорят что производят все выплаты и переваливают вину на налоговую службу. Может ли так быть. И как мне добиться зачисления всех положенных выплат на свой ИЛС. Спасибо

1. Главный Юрист

Добрый вечер, Андрей.

Для начала, я вам рекомендую направить запрос в Пенсионный фонд официально с просьбой указать, перечисляются ли взносы на ваш ИЛС работодатель, если нет, то с какого периода. Затем составляете исковое заявление в суд о понуждении работодателя к перечислению взносов в Пенсионный фонд.

Также можете дополнительно до обращения в суд написать жалобу в прокуратуру о том, что работодатель нарушает ваши права и не осуществляет перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. На основании вашей жалобы будет проведена проверка, и вопрос может быть решен и без суда.

Задайте вопрос юристу

Ваш вопрос появится на сайте после прохождения модерации (проверки), не отправляйте его несколько раз. Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я принимаю политику обработки ПДн, согласие на обработку ПДн, пользовательское соглашение.