Закон о защите прав потребителей позволяет вернуть фотоаппарат в магазин, если после покупки будут обнаружены неисправности. Бывает, что магазины отказывают в возврате, поэтому стоит разобраться, как защитить свои права и вернуть деньги за товар.
Разберем, когда технику можно вернуть продавцу. Как производится возврат фотоаппарата. Какие существуют правила возврата товара в интернет-магазин. Какие вопросы возникают на практике и как решаются.
- Когда фотоаппарат подлежит возврату в магазин?
- В течение 14 дней со дня покупки
- В течение гарантийного срока
- Как вернуть фотоаппарат в магазин?
- Шаг 1 – Подготовка документов
- Шаг 2 – Подача претензии продавцу
- Шаг 3 – Получение денег за технику
- Особенности возврата фотоаппарата в интернет-магазин
- Судебная практика
- Частые вопросы и ответы на них
- Какие сложности могут возникнуть?
Когда фотоаппарат подлежит возврату в магазин?
Фотоаппарата входит в перечень технически сложного товара, поэтому возврат возможен лишь при наличии дефектов. Покупатель вправе обратиться к продавцу на основании статьи 18 Закона о защите прав потребителей. Условия возврата зависят от того, сколько дней прошло с момента покупки.
В течение 14 дней со дня покупки
В отношении технически сложного товара применяется правило пятнадцати, а не четырнадцати дней, как в отношении других покупок. Потребитель вправе вернуть фотоаппарата в течение этого периода, если обнаружены незначительные или существенные недостатки.
Приведем примеры таких недостатков:
- сколы и трещины на корпусе;
- царапины на объективе;
- некачественные материалы;
- размытость изображения;
- невозможность фокусировки;
- неисправности вспышки;
- неполадки с батареей;
- выход из строя USB-разъема;
- другие недостатки.
Продавец обязан по требованию покупателя заменить товар на аналогичный или вернуть деньги.
В течение гарантийного срока
По истечении пятнадцатидневного срока покупатель вправе обратиться за возвратом фотоаппарата в течение гарантийного срока.
Возврат возможен при наличии одного из следующих условий:
- обнаружен существенный дефект техники (например, фотоаппарат не включается);
- продавец нарушил сроки гарантийного ремонта (продлился более 45 дней);
- технику невозможно было использовать более 30 дней в течение года из-за нахождения на гарантийном ремонте.
В случае спора по поводу качества техники продавец обязан за свой счет провести независимую экспертизу для выявления причин появления дефектов.
Следует знать! Обычно магазины дают гарантию на фотоаппарат на 12 месяцев. В случае, когда продавцом не установлен гарантийный срок на технику, по умолчанию считается, что он составляет два года.
Как вернуть фотоаппарат в магазин?
Сначала стоит попробовать решить вопрос мирным путем, предложив продавцу забрать неисправный товар. Если покупатель получил отказ, придется соблюсти некоторые формальности.
Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
- Подготовить документы на товар.
- Написать претензию продавцу.
- Получить деньги за товар.
Разберем каждый шаг подробнее.
Шаг 1 – Подготовка документов
Для возврата денег за товар помимо фотоаппарата необходимо принести документы, подтверждающие факт покупки.
Необходимо подготовить:
- чек об оплате;
- счет (если выдавался);
- гарантийный товар.
В случае утери чека об оплате можно сделать выписку с личного счета. Такой вариант подходит при оплате товара банковской картой. Если оплата была наличными, следует привести свидетелей или попросить продавца выгрузить видео с камер слежения, размещенных в торговом зале.
Шаг 2 – Подача претензии продавцу
Далее составляется письменная претензия с требованием вернуть деньги за товар.
В претензии необходимо указать следующее:
- наименование и адрес магазина;
- ФИО покупателя, адрес, телефон;
- Дату покупки фотоаппарата;
- описание техники (индивидуальные признаки);
- стоимость покупки;
- причины возврата;
- ссылки на нормы Закона о защите прав потребителей;
- перечень приложений;
- дату и подпись.
Претензия должна быть зарегистрирована продавцом. На экземпляре покупателя ставится входящий штамп. Если продавец отказывается принимать претензии, необходимо направить ее по почте заказным письмом.
Шаг 3 – Получение денег за технику
Продавец обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней с даты регистрации. Наиболее благоприятный исход, когда осмотр изделия производится на месте и в случае согласия с претензией покупателю сразу возвращаются деньги за товар без проведения экспертизы.
Если недостатки скрытые, требуется время на проведение экспертизы качества товара. При выявлении заводского брака деньги возвращаются покупателю.
Бывает, что продавец отказывает в возврате денег за товар, ссылаясь на то, что дефекты возникли по вине покупателя. В этом случае необходимо обращаться в суд с иском и просить проведение судебной независимой экспертизы.
Особенности возврата фотоаппарата в интернет-магазин
С развитием интернета стали популярными покупки техники в онлайн-магазинах ДНС, М.Видео, Эльдорадо и других.
Приобретение товара дистанционным способом дает возможность произвести возврат как некачественного, так и качественного товара (статья 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Покупатель вправе отказаться от фотоаппарата надлежащего качества в течение следующих сроков:
- в любой момент до его получения в магазине;
- после передачи техники – в течение 7 дней;
- если продавец письменно не проинформировал о сроке возврата – в течение трех месяцев.
Для возврата качественного товара важно сохранить его товарный вид и потребительские свойства. Также необходимо передать продавцу чек об оплате и документы об оформлении интернет-покупки.
Судебная практика
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2021 № 88-5831/2021 оставлено без изменений апелляционное определение о расторжении договора купли-продажи и возврате денег за товар. Исаева Л.А. приобрела в магазине ООО «МА» фотоаппарат стоимостью 179 991 руб. и сертификат дополнительной гарантии сроком на три года стоимостью 25 191 руб. Покупатель обнаружил дефект в приобретенном фотоаппарате, выраженный в периодическом отключении работы картридера SD, при котором он перестает взаимодействовать с картой памяти, не позволяет произвести ее форматирование, происходит потеря информации (фотографий). В данном случае некорректная работа устройства сохранения изображений является существенным недостатком, поскольку не позволяет использовать товар в соответствии с его прямым назначением. Исаева Л.А. обратилась в магазин «МБ» и попросила устранить указанную неисправность на месте или произвести обмен фотоаппарата. Однако, работник отказался исправлять неисправность на месте и указал на необходимость обратиться в сервисный центр для его ремонта. Была подана претензия о расторжении договора и возврате его стоимости. В связи с неисполнением требования потребителя был подан иск в суд. В процессе судебного разбирательства была проведена товароведческая экспертиза. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что магазин не представил доказательств, подтверждающих нарушение истцом правил эксплуатации фотоаппарата.
Частые вопросы и ответы на них
Какие сложности могут возникнуть?
При возврате фотоаппарата в магазин важно доказать, что недостатки возникли по вине продавца или производителя. Желательно, чтобы покупателя защищал квалифицированный юрист, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и подготовит необходимые документы. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.