Расписка в получении денежных средств за долю в квартире сопровождает сделки, связанные с расчетами наличными, удостоверяя, что покупателем выполнил свои обязательства перед продавцом. Документ оформляется самостоятельно сторонами сделки и является обязательным приложением к договору о возмездном отчуждении имущества. Поскольку основные расчеты принято вести безналичным способом, обычно расписку используют для внесения задатка по предварительному договору купли-продажи.
Что такое расписка
Под распиской понимают специальный документ, который служит для подтверждения факта вручения денег за возмездную сделку с недвижимостью. Расписка нужна для фиксации выполнения обязательств сторон и для исключения обмана в процессе расчетов.
Составить расписку о передаче денежных средств должен продавец, т.е. лицо, которое получает средства в установленном размере за конкретное отчуждаемое помещение от определенного договором человека (указывают полные идентификационные характеристики).
Во избежание оспаривания из-за ошибок в составлении документа или нарушения процедуры рекомендуется доверить оформление опытному юристу или обратиться к нотариусу. Если деньги переданы без свидетелей, впоследствии будет сложно доказать, что документ не поддельны и средства действительно были переданы продавцу.
Как правильно составить расписку при покупке доли
Чтобы соблюсти все юридические требования к процедуре, стороны договора составляют расписку, следуя определенному алгоритму действий:
- Продавец и покупатель совместно решают, в каком месте и когда будут переданы деньги. Лучше всего выбирать места, где проще обеспечить присутствие свидетелей – риэлторская контора, в офисе юридической компании, нотариальной конторе.
- Деньги передает приобретатель недвижимости, а собственник их получает и пересчитывает.
- Убедившись, что все средства получены в полном объеме, продавец пишет от руки или подписывает напечатанный бланк. Юристы рекомендуют составлять расписки вручную, чтобы была возможность подтвердить личное участие в сделке продавца и получение указанной в документе суммы. При оспаривании написанная вручную расписка позволит через графологическую экспертизу подтвердить, что документ подписан лично собственником.
- После написания тщательно проверяют содержание. Обращают внимание на указание сведений из паспорта, суммы (числом и прописью).
Не следует доверять составление другому лицу, информацию в документе тщательно проверяют. Расписка – обязательное приложение к договору отчуждения доли, и важное значение имеет момент передачи денег. Если сумму вручают до подписания договора, значит расчетов по сделке не было, и обязательства по уплате средств за долю в квартире еще не выполнены.
Обязательные реквизиты расписки
Специальной формы для написания расписки не существует. Главное, чтобы в документе была указана следующая информация:
- Город, день, месяц, год подписания расписки.
- Сведения о покупателе и продавце (номер, серия, орган и дата выдачи паспорта, адрес).
- Информация о переданной покупателем сумме (ее пишут цифрами и далее расшифровывают прописью).
- Ссылка на договор продажи, в рамках которого проводят оплату.
- Идентификационные характеристики отчуждаемого имущества (адрес, размер).
- Подтверждение передачи суммы полностью и выполнение обязательств.
- Подписи участников процедуры (продавца, покупателя, свидетелей, нотариуса).
Если в процессе передачи средств возникли отклонения от стандартной процедуры, необходимо знать, как правильно действовать при составлении расписки, чтобы впоследствии не возникло поводом для оспаривания.
Образец расписки в получении денежных средств за долю в квартире
Имея готовый бланк для заполнения, проще сориентироваться, как именно должна выглядеть расписка. Иногда возникают проблемы с определением формата указываемой информации:
- Местом заполнения обычно выступает город, но может указан и иной населенный пункт;
- При смене фамилии после заключения договора до получения денежных средств по сделке необходимо указывать прежнюю и новую фамилию, а также причину изменений;
- Если менялась прописка в период после подписания договора до составления расписки, пишут новый адрес, и далее указывают, что участник ранее был зарегистрирован по другому адресу;
- Если в сделке участвует двое и более несовершеннолетних продавца, родителю следует ставить подпись за каждого из детей.
Если в расчетах используется аккредитив, расписку можно не писать, однако по общей договоренности стороны могут ее составить, указав дополнительно, что средства получены по реквизитам определенного банковского счета.
Если возникли сложности с составлением расписки, используют образец.
Составление расписки с представителем
Если при вручении средств стороны или одна из сторон не могут присутствовать, обеспечивают присутствие официальных доверенных лиц, представляющих интересы продавца и покупателя.
Если в передаче средств участвует представитель, в расписке должны быть отражены реквизиты нотариально заверенной доверенности. В самом тексте доверенности указывают, что доверитель поручают передачу или получение средств. Во избежание рисков мошенничества не рекомендуется доверять получение суммы за долю третьей стороне – личное участие исключит проблемы с розыском средств.
Доверенность на получение или передачу средств заверяется у нотариуса в обязательном порядке. При составлении расписки необходимо обеспечить наличие оригинала доверенности.
Отдельное внимание уделяют сроку доверенности. По умолчанию срок ее действия составляет 1 год. Перед передачей средств в рамках сделки купли-продажи следует удостовериться, что доверенность оставалась действующей и на момент подписания договора, и на момент написания расписки и передачи денег.
Помимо реквизитов доверенности в расписке указывают личные сведения представителя и его доверителя.
Частые вопросы и ответы юриста
Юридические сложности
Получение денежных средств за продаваемую недвижимость – один из самых важных этапов сделки купли-продажи. Если будет нарушена процедура или в расписке обнаружат ошибки или несоответствия, есть риск оспаривания самих действий по передаче средств. Во избежание претензий рекомендуется пригласить к составлению документа опытного юриста.
Профессиональная юридическая помощь позволит избежать ошибок при выполнении расчетов сторон, обеспечивая благополучное завершение сделки регистрацией перехода права собственности. Допустив ошибку в расписке, покупатель рискует столкнуться с повторным требованием продавца оплатить сумму, поскольку написанный с ошибками документ признается недействительным.