Существенные недостатки любого товара, возникшие по вине производителя или продавца, дают право покупателю обратиться за бесплатным ремонтом, заменой вещи на аналогичную, возвратом денег.
В статье разберем, что является существенным недостатком. Какие требования вправе предъявить покупатель продавцу. Что делать, если приобретен товар с существенным недостатком. Какие проблемы возникают на практике и как решаются.
- Что такое существенный недостаток товара
- Что вправе требовать покупатель, если выявлен существенный недостаток товара
- В течение какого срока нужно обратиться к продавцу
- Что делать, если куплен товар с существенными недостатками
- Шаг 1 – Составление претензии
- Шаг 2 – Подача претензии продавцу
- Шаг 3 – Проведение экспертизы качества товара
- Шаг 4 – Выполнение продавцом требования покупателя
- Судебная практика
- Частые вопросы и ответы на них
- Какие сложности могут возникнуть
Что такое существенный недостаток товара
Существенный недостаток товара – это неустранимый или устранимый со значительными затратами недостаток.
Согласно разъяснениям пункта 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 существенными считаются следующие недостатки:
- Дефекты, которые не могут быть устранены и приводящие к невозможности использования товара.
- Дефекты, которые можно устранить лишь при условии несения несоразмерных расходов, приближенных к стоимости товара.
- На устранение дефекта требуются значительные затраты времени, превышающие максимальный срок гарантийного ремонта.
- Недостатки выявлялись неоднократно и привели к невозможности использования товара.
- Дефект появился вновь после его устранения.
В отношении технически сложных товаров наряду с перечисленными к существенным относят недостатки, на устранение которых в общем ушло более 30 дней в течение года.
Продавец отвечает только за те дефекты, которые возникли по его вине или по вине производителя, импортера. За неисправности, появившийся в процессе неправильной эксплуатации товара отвечает покупатель.
Что вправе требовать покупатель, если выявлен существенный недостаток товара
При обнаружении существенного недостатка, возникшего по вине производителя или продавца, покупатель вправе на основании статьи 18 Закона о защите прав потребителей защищать свои интересы.
По выбору потребителя продавец обязан:
- заменить товар на аналогичный той же или другой марки с перерасчетом стоимости;
- соразмерно уменьшить покупную цену товара;
- за свой счет провести гарантийный ремонт;
- возместить покупателю расходы по исправлению дефектов третьим лицом;
- вернуть деньги за товар.
Помимо возврата денег за продукцию с дефектами магазин должен полностью возместить покупателю убытки, которые он понес в связи с приобретением некачественного товара. Например, компенсировать сумму процентов, выплаченную клиентом по потребительскому кредиту.
При обращении покупателя с претензией на существенный недостаток продавец вправе забрать товар для проведения независимой экспертизы качества, чтобы определить, по чьей вине возникли дефекты. Расходы по проведению экспертизы несет продавец. Если выяснится, что в этом есть вина покупателя, он должен будет возместить продавцу стоимость услуг эксперта.
В течение какого срока нужно обратиться к продавцу
Требования к продавцу по поводу недостатков товара должны быть предъявлены в течение гарантийного срока, который устанавливается производителем или магазином.
Если гарантийный срок не устанавливался, необходимо руководствоваться правилами статьи 19 Закона о защите прав потребителей, согласно которым по поводу обнаруженных недостатков можно обратиться в течение двух лет со дня передачи покупки потребителю.
Магазин вправе отказать покупателю, если срок обращения с претензиями был пропущен без уважительных причин.
Что делать, если куплен товар с существенными недостатками
Сразу после обнаружения дефектов покупателю следует обратиться к продавцу с одним из требований, предусмотренных статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Наиболее благоприятный вариант, когда магазин соглашается нести ответственность при первом осмотре товара.
Зачастую покупатели сталкиваются с отказами. Поэтому перед тем, как идти в магазин, желательно подготовить письменную претензию.
Разберем пошагово, как подать претензию.
Шаг 1 – Составление претензии
Законодательными актами форма претензии не утверждена. На практике обычно составляется документ с соблюдением общих правил делового стиля.
В претензии необходимо указать следующее:
- наименование и адрес продавца;
- ФИО, адрес, телефон покупателя;
- когда была совершена покупка;
- какой товар приобретен и по какой стоимости;
- какие существенные недостатки обнаружены;
- ссылки на нормы права;
- требование к продавцу;
- перечень приложений;
- дата и подпись.
Желательно подготовить два экземпляра претензии. Один для продавца, второй – оставить у себя.
Шаг 2 – Подача претензии продавцу
Лучше всего подать претензию лично сотруднику магазина, чтобы он зарегистрировал обращение и поставил входящий штамп на экземпляре потребителя. С момента регистрации начинаются отсчитываться сроки рассмотрения претензий покупателя.
Если вручить претензию не удалось, следует направить ее заказным письмом и дождаться получения магазином. В этом случае на решение вопроса с некачественным товаром уйдет больше времени с учетом пробега почты.
Шаг 3 – Проведение экспертизы качества товара
Продавцы не всегда принимают на веру утверждение покупателя о том, что дефект возник по вине производителя. Поэтому в большинстве случаев для выявления причин возникновения недостатков проводится экспертиза качества.
Если продавец отказался проводить экспертизу, покупатель вправе заказать ее самостоятельно у независимого эксперта и предоставить продавцу вместе с повторной претензией.
Шаг 4 – Выполнение продавцом требования покупателя
Срок устранения существенных недостатков товара не должен превышать 45 дней. Обычно этого достаточно для проведения экспертизы и гарантийного ремонта.
Если покупатель попросить товар на другой, то такое требование должно быть исполнено в течение 20 дней. По претензиям о возврате денег за товар ответ покупателю должен быть дан в течение 10 дней.
Судебная практика
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2021 N 88-20954/2021 оставлено без изменений решение суда первой инстанции о взыскание денежных средств за автомобиль с существенными недостатками. Тимонов А.С. приобрел в ООО «Автофорум» автомобиль марки Mercedes Benz S 5604 MATIC, 2018 года выпуска, стоимостью 9 593 400 рублей. На автомобиль установлен безусловный срок гарантии 24 месяца. В период первого года при эксплуатации автомобиля истцом были выявлены существенные недостатки, в связи с чем он неоднократно обращался к продавцу с требованием о безвозмездном устранении. Автомобиль в совокупности находится на ремонте по разным причинам 117 дней. Кроме того, выявлялись неоднократно повторяющиеся недостатки, такие как неисправность водительского сидения и неисправность системы Hands Free раскрывающаяся, как доступ без ключа, система свободные руки. Истец направил ответчику требование о возврате некачественного товара с возмещением разницы между стоимостью проданного автомобиля и нового аналогичного (в аналогичной комплектации) автомобиля на момент добровольного удовлетворения продавцом требования, с возмещением морального вреда, причиненного вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Ответчик в удовлетворении требований претензии отказал, организацию приемки автомобиля не осуществил, стоимость автомобиля не возвратил. Суд посчитал отказ необоснованным и нарушающим права потребителя.
Частые вопросы и ответы на них
Какие сложности могут возникнуть
Потребителю необходимо грамотно составить претензию на существенные недостатки товара. Чтобы добиться защиты своих прав, желательно привлечь квалифицированного юриста, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и подготовит необходимые документы. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.