Обнаружение существенного недостатка автомобиля дает покупателю возможность расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Но не все понимают, какие недостатки считаются существенными, а в законах нет четкого определения.
Рассмотрим, когда возможен возврат транспортного средства, что такое существенный недостаток, что делать, если он обнаружен, как вернуть деньги обратно во внесудебном или судебном порядке, что для этого нужно сделать, и другие особенности.
Права потребителя при обнаружении недостатка
Этот вопрос регламентируется ст. 18 Закона от 07.02.1992 №2300-1. Стандартно при обнаружении недостатка покупатель вправе отказаться от сделки, потребовать исправления дефектов или замены товара на аналогичный. Но когда речь идет об автомобилях, все становится сложнее.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 N 924, транспортное средство относится к технически сложным товарам, и вернуть его или обменять на другую машину при выявлении неисправностей можно только в течение 15 дней с момента покупки. Если указанный срок прошел, возврат возможен в одном из нескольких случаев:
- Обнаружение существенного недостатка.
- Если нельзя пользоваться автомобилем более 30 дней в совокупности в течение одного года гарантийного срока, при этом требования к продавцу могут быть предъявлены только со второго года.
- Нарушение продавцом сроков устранения неисправностей – 45 календарных дней. Даже если дилер пользуется услугами стороннего автосервиса, ответственность за своевременный ремонт перед клиентом возлагается на него.
Нередко люди пытаются возвращать машины по причине выявления существенных недостатков. Но продавцы практически не идут навстречу, а суды не всегда удовлетворяют исковые требования. Разберемся, какие недостатки считаются существенными, и что делать при их обнаружении.
Что считается существенным недостатком автомобиля
Существенные недостатки автомобиля законодательством не регламентируются. Есть только общее описание дефектов относительно всех групп технически сложных товаров. Оно определено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17.
Когда суд может признать недостаток существенным:
- Если его нельзя устранить никакими способами. Например, если машина уже неоднократно была в ремонте по одной и той же причине, но отремонтировать ее не удалось, или неисправность появляется систематически через короткие промежутки времени.
- Если дефект нельзя убрать без несоизмеримых расходов. Само понятие «несоизмеримые расходы» ничем не регламентируется. Но если машина стоит 2 000 000 руб., а на ремонт уже потрачено или придется потратить несколько миллионов, суд с большой долей вероятности удовлетворит требование о возврате или замене машины на исправную. Несоразмерность определяется судом индивидуально, с учетом цены и особенностей автомобиля.
- Если недостаток выявляется неоднократно, и товар не соответствует обязательным требованиям, при этом покупатель не может использовать машину по назначению.
Примечание: когда речь идет о технически сложных товарах, обязательно проводится экспертиза за счет продавца. Это нужно для выявления заводского брака или лица, виновного в неисправностях. Обратиться за возвратом можно в течение всего гарантийного срока. Если гарантия не установлена – в течение двух лет с момента покупки.
Возврат автомобиля во внесудебном порядке
Если проблема выявлена, нужно обратиться с письменной претензией к автодилеру. Сначала он направит машину на экспертизу, затем должен принять решение: вернуть, заменить автомобиль, или отказать в требовании клиента.
Пошагово это выглядит так:
- Покупатель обращается в автосалон, подает претензию. Понадобятся доказательства, подтверждающие наличие именно существенного недостатка. Это может быть заключение независимой экспертизы, накладные из СТО, другие документы.
- Автодилер рассматривает претензию, при необходимости отправляет машину на экспертизу. На все ему дается 45 дней.
- Если экспертиза показывает заводской брак, требование покупателя должно быть исполнено.
Но на практике все обстоит иначе. Людям приходится добиваться расторжения договоров купли-продажи и возврата уплаченных денег через суд.
Возврат автомобиля через суд
Покупателю нужно быть готовым к тому, что придется обращаться в суд. Исковое заявление подается в районный или городской суд по месту заключения договора или адресу проживания истца.
Процедура состоит из нескольких этапов:
- Клиент составляет исковое заявление, направляет копию ответчику. В требованиях можно указать расторжение договора, взыскание уплаченной за машину суммы, взыскание судебных расходов и затрат на эвакуатор.
- Заявление вместе с остальными документами подается в суд.
- Назначается и проводится предварительное заседание.
- Во время основных разбирательств изучаются доказательства и доводы, могут приглашаться эксперты. Каждой стороне придется отстаивать свою позицию.
Судебный процесс может длиться два месяца, иногда уходит и больше времени. По итогу судья может удовлетворить исковые требования в полном объеме или частично, или отказать в удовлетворении. Если требования удовлетворены, ответчик обязуется в установленные сроки принять неисправный автомобиль и вернуть деньги покупателю.
Судебная практика
Споры о расторжении договоров купли-продажи автомобилей из-за обнаружения существенных недостатков относятся к одной из самых сложных категорий дел. И требования истцов без хорошей юридической поддержки удовлетворяются не всегда.
Вот несколько реальных решений:
- Решение № 2-664/2019 2-664/2019~М-607/2019 М-607/2019 от 30 декабря 2019 г. по делу № 2-664/2019.
- Решение № 2-233/2014 2-233/2014~М-189/2014 М-189/2014 от 27 мая 2014 г. по делу № 2-233/2014.
- Решение № 2-1310/2015 2-1310/2015~М-1021/2015 М-1021/2015 от 26 октября 2015 г. по делу № 2-1310/2015.
Возможные трудности
Чаще всего первые трудности возникают еще на начальном этапе, когда автосалоны отказываются принимать претензии от клиентов, нарушают сроки проведения экспертизы или ремонта. Если же покупатель решает обратиться в суд, его ожидают длительные разбирательства, причем со стороны ответчика наверняка будет выступать хороший юрист, и противостоять ему будет очень тяжело.
Если вам нужна юридическая консультация, обращайтесь в онлайн-форму справа или звоните! Мы сотрудничаем только с профессионалами, которые помогут разобраться в любой проблеме и подсказать самые выгодные для вас способы ее решения.
Здраствуйте, мы купили новый лексус пробег 24000 потек антифриз, отдали машину в тоцта сервис они сказали что заводскоц брак трещина в блоке, могу ли я вернуть им машину или обменять на новую?
Доброе утро, Сергей. К сожалению, вы не указали, какой срок транспортное средство пребывало в вашем владении с момента покупки, а этот аспект важен, так как автомобиль относиться к технически-сложным товарам.
В ст.18 ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» указано, что в случае выявления дефекта в технически-сложном товаре по истечении 15 дней со дня приобретения товара покупатель вправе требовать замены авто либо же возврата средств при следующих обстоятельствах: обнаружении существенного недостатка, то есть неустранимого дефекта либо же таковой поломки которая несоизмерима по затратам на ремонт со стоимостью товара; нарушении сроков ремонта (свыше 45 дней); невозможностью пользоваться товаром вследствие неоднократных ремонтов и пребывании товара на ремонте в течении года при общем сроке ремонтов свыше 30 дней.
Для применения вышеуказанных оснований вам в любом случае нужно сдавать авто на диагностику. И если дефект в расширительном бачке будет признан существенным, тогда вы вправе требовать замены товара, если же возможен ремонт, продавец обязан будет произвести его безвозмездно и в установленные законом сроки.