Покупатели активно приобретают автомобили, смартфоны, стиральные машины, телевизоры, холодильники. На рынке представлена масса некачественных и бракованных изделий. После покупки гражданин сталкивается с тем, что бытовые приборы и техника не работают или быстро ломаются. Технически сложный товар обладает специфическими свойствами, поэтому его возврат вызывает проблемы.
В статье рассмотрим, что такое технически сложный товар, как его вернуть, что делать, если продавец отказывается принимать бракованную или некачественную продукцию, к кому обратиться за правовой помощью.
- Что такое технически сложный товар?
- Можно ли вернуть технически сложный товар?
- Какие требования предъявляются к возврату товара?
- Какие недостатки являются существенными?
- Как доказать, что недостатки являются существенными?
- Как вернуть технически сложный товар?
- Шаг 1 – Покупатель изучает документацию, касающуюся высокотехнологичного оборудования
- Шаг 2 – Покупатель идет к продавцу и пишет заявление о проведении экспертизы и устранении поломки
- Шаг 3 – Продавец проводит экспертизу и гарантийный ремонт
- Шаг 4 – Если недостатки нельзя устранить, покупатель получает деньги или меняет товар на аналогичный
- Что делать, если продавец отказался принимать товар?
- Шаг 1 – Покупатель составляет заявление в суд
- Шаг 2 – После подачи иска в суд потребитель принимает участие в судебном разбирательстве
- Шаг 3 – Покупатель получает решение суда и на основании него возвращает деньги за товар
- Юридическая помощь при возврате технически сложного товара
Что такое технически сложный товар?
Технически сложный товар – это продукция продолжительного использования со сложным внутренним устройством. Она выполняет необходимые пользователю функции благодаря высоким технологиям и задействованным энергоресурсам.
Конкретный перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924. В него входят:
- летательные аппараты с двигателем;
- автотранспорт;
- мототранспорт;
- сельскохозяйственный транспорт;
- транспорт, передвигающийся по снегу благодаря двигателю;
- водный транспорт с двигателем;
- бытовое навигационное оборудование беспроводной и спутниковой связи;
- бытовая электроника (ПК и ноутбуки, принтеры и сканеры, мониторы, спутниковое телевидение, цифровые игровые приставки, телевизоры);
- цифровые проекторы;
- фото и видеоаппаратура;
- бытовая техника (холодильное оборудование, стиральные машины, плиты, варочные панели, духовые шкафы);
- часы;
- электрифицированные инструменты.
Для всех изделий производитель готовит инструкцию по эксплуатации, устанавливает гарантийный срок службы. В течение этого периода все претензии потребителя по качеству товара удовлетворяются за счет гарантийного ремонта, который финансируется производителем.
Перечень технически сложного товара является исчерпывающим. Если покупатель приобрел велосипед, его нельзя отнести к списку, утвержденному Постановлением № 924, т.к. он не оснащен двигателем.
Можно ли вернуть технически сложный товар?
Высокотехнологичные товары имеют сложное устройство, поэтому потребитель не всегда хорошо информирован о его функциях. Закон № 2300-1 разрешает обменять его или вернуть по упрощенной схеме.
Какие требования предъявляются к возврату товара?
Если еще не прошло две недели, то покупатель вправе вернуть товар без объяснения причин. В течение 14 дней он приходит в магазин, передает продавцу технику и забирает свои деньги.
После 15 дней пользования товаром возврат осуществляется только при наличии существенных недостатков. Если неисправности незначительные, продавец забирает технику, чтобы провести техническое обслуживание или гарантийный ремонт.
Какие недостатки являются существенными?
Существенными являются такие недостатки, которые являются серьезными и препятствуют полноценному использованию товара по назначению.
Продавец обязан вернуть деньги, если:
- поломку или дефект нельзя устранить;
- из-за неисправности техника не работает;
- стоимость ремонта соразмерна цене товара;
- на починку потребуется больше 45 дней;
- после гарантийного ремонта нарушения в работе повторились или появились новые;
- каждый год техника находится на гарантийном ремонте более 30 дней.
Помимо возврата денег покупатель вправе претендовать на возмещение морального ущерба при сокрытии продавцом важной информации о товаре.
Как доказать, что недостатки являются существенными?
Если сроки возврата истекли, выявленные серьезные дефекты должны быть доказуемыми, иначе вернуть высокотехнологичную технику не получится. Для этого нужно объективно оценить:
- какие нарушения возникли в работе оборудования;
- по каким причинам возникли недостатки при изготовлении, хранении или предпродажной подготовке.
Оценка дефектов и их причин проводится путем проведения технической экспертизы.
Возврат в магазин технически сложного товара возможен в том случае, когда дефекты выявлены случайно. Они не должны возникнуть из-за неправильной эксплуатации покупателем техники надлежащего качества.
Как вернуть технически сложный товар?
Рассмотрим алгоритм возврата высокотехнологичной техники на примере.
Пример. Афанасьев Д.В. приобрел в магазине ноутбук GT70 2 PE. В течение гарантийного срока покупатель не смог полноценно пользоваться товаром, поскольку видеокарта нагревается до 94 С0 с последующим зависанием, порт USB неисправен, изображение на экране периодически искажается. Через месяц после покупки Афанасьев Д.В. решил вернуть технику продавцу и забрать деньги. Для этого ему необходимо предпринять следующие шаги.
Шаг 1 – Покупатель изучает документацию, касающуюся высокотехнологичного оборудования
При обнаружении недостатков необходимо выяснить, является ли покупка технически сложной или нет. Покупатель изучает перечень, утвержденный Постановлением № 924. Ноутбук указан в пункте 7, поэтому его разрешается вернуть по истечении двух недель при наличии существенных дефектов.
Следует изучить документацию на товар, выяснить условия гарантийного ремонта и порядок передачи техники продавцу.
Шаг 2 – Покупатель идет к продавцу и пишет заявление о проведении экспертизы и устранении поломки
Неисправный товар, которым потребитель владеет больше 15 дней, нужно передать продавцу на гарантийный ремонт.
Требования к возвращаемому товару
Покупатель Афанасьев Д.В. в нашем примере должен предоставить:
- документацию (инструкцию, гарантийный талон, описание на ноутбук);
- оригинальную упаковку (без упаковки не примут);
- неисправную технику.
Также важно, чтобы все пломбы и печати были сохранены. Товар нельзя чинить самостоятельно.
Если при себе нет чека и прочих платежных документов, это не является основанием для отказа в возврате денег.
Как написать заявление?
На месте потребитель пишет заявление о гарантийном ремонте техники ненадлежащего качества на имя производителя или продавца. На практике ответственный работник торгового центра заполняет бланк на компьютере. В тексте указывается следующая информация:
- наименование продавца;
- сведения о покупателе (ФИО, адрес, контакты);
- дата приобретения техники;
- описание товара (наименование, технические характеристики, заводской номер и прочие сведения, позволяющие его идентифицировать);
- подробное описание недостатков и как это влияет на процесс эксплуатации;
- срок гарантии;
- просьба провести техническую экспертизу и гарантийный ремонт.
Продавец принимает заявление, регистрирует его и выдает покупателю копию документа. Также его информируют, когда нужно прийти за отремонтированным изделием. Срок гарантийного ремонта не должен превышать 45 дней.
Шаг 3 – Продавец проводит экспертизу и гарантийный ремонт
После получения заявления и неисправного товара продавец обязан незамедлительно направить технику на экспертизу. Торговый центр проводит ее за свой счет, поэтому не вправе перекладывать расходы на потребителя. Если выяснится, что недостатки устранимые, делается гарантийный ремонт.
Если выяснится, что неисправность возникла по вине покупателя, он должен будет возместить продавцу расходы на экспертизу.
В нашем примере Афанасьев Д.В. обратился в сервисный центр. Ноутбук передали на техническую экспертизу, в ходе которой эксперт установил, что в аппарате нет следов механических повреждений, влаги, неквалифицированного вмешательство. Дефект возник из-за производственного брака. Техника не подлежит ремонту.
Шаг 4 – Если недостатки нельзя устранить, покупатель получает деньги или меняет товар на аналогичный
Если недостатки существенные и неустранимые, покупатель вправе требовать на выбор возврата технически сложного товара или замены его на аналогичный. Пишется заявление на возврат денег или замену товара. Продавец обязан выполнить требование в течение 7 дней.
В нашем примере Астафьев Д.В. позвонил в сервисный центр и выяснил, что ноутбук не подлежит ремонту. Ему порекомендовали прийти в торговый центр и заменить товар на аналогичный. Он решил приобрести другую модель, поэтому написал заявление на возврат денег.
Что делать, если продавец отказался принимать товар?
В случае отказа продавца в возврате некачественной техники свои интересы следует защищать в суде. Потребителю нужно подать исковое заявление, принять участие в разбирательстве, получить решение суда. Рассмотрим процедуру подробнее.
Шаг 1 – Покупатель составляет заявление в суд
В соответствии со статьей 17 Закона № 2300-1 потребитель вправе выбрать, в какой суд обращаться за защитой своих прав. Иск подается по месту:
- нахождения продавца;
- проживания или регистрации ответчика;
- заключение договора.
При стоимости иска меньше 50 000 руб. спор рассматривает мировой суд, в остальных случаях – районный или городской.
Как составить иск?
Иск составляется по правилам, установленным ГПК РФ, и должен содержать следующую информацию:
- наименование суда;
- сведения об истце и ответчике;
- подробное описание обстоятельств спора (когда заключен договор, какие недостатки обнаружены, подавалось ли заявление на гарантийный ремонт и проведение экспертизы, прочие моменты);
- ссылки на правовые нормы, которые нарушены;
- требование расторгнуть договор и вернуть деньги;
- перечень приложений;
- дату и подпись.
Одновременно можно заявить требование о взыскании неустойки и возмещении морального вреда.
Если при составлении искового заявления возникли сложности, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу.
Какие документы приложить к иску?
К иску нужно приложить документацию, подтверждающие факт того, что товар некачественный и ответчик отказался исправлять недостатки или возвращать деньги.
В стандартный пакет документов входит:
- договор;
- гарантийный талон;
- инструкцию по эксплуатации;
- чеки по оплате покупки;
- копия заявления на гарантийный ремонт, проведения экспертизы, возврат денег;
- копию заключения технической экспертизы;
- копии претензий, направляемых в адрес продавца.
Госпошлину оплачивать не нужно, поскольку по спорам о защите прав потребителей истец от нее освобожден.
Шаг 2 – После подачи иска в суд потребитель принимает участие в судебном разбирательстве
Документы подаются через канцелярию суда. К исковому заявлению нужно приложить еще один экземпляр для ответчика.
После принятия заявления судья назначает дату разбирательства и предлагает ответчику предоставить свои возражения. В заседании стороны отвечают на вопросы суда по обстоятельствам спора. Может быть решен вопрос о проведении повторной экспертизы.
Если истец докажет, что продавец необоснованно отказал в возврате денег за товар, замене некачественной техники на аналогичную или в проведении гарантийного ремонта, судья вынесет положительное решение.
Шаг 3 – Покупатель получает решение суда и на основании него возвращает деньги за товар
После вступления решения в законную силу продавец обязан его исполнить. Судья выдает покупателю исполнительный лист на принудительное исполнение. Если ответчик откажется выполнять требования суда, истец вправе передать его судебным приставам.
Юридическая помощь при возврате технически сложного товара
Основной момент, с которым возникают проблемы – доказать, что неисправность техники возникла по вине продавца или производителя. Поэтому для успешного решения спора следует привлечь квалифицированного юриста по защите прав потребителя. Он поможет подготовить документы, проконтролирует, чтобы продавец провел экспертизу, при несогласии с заключением эксперта закажет повторное исследование, обратится в суд.
Обратитесь к нашим юристам и получите консультацию по вопросам возврата технически сложного товара. На нашем сайте мы предоставляем бесплатную правовую помощь. Пишите в онлайн-чат справа или позвоните по телефону.
Добрый день.
Сдал термопот обратно в магазин, но магазин 30 дней пытается выявить неисправность, подозреваю, что в итоге мне вернут товар, что делать?
Скажите, если неисправность заключается в том, что вода имеет характерный привкус пластика, то как мне самостоятельно проводить экспертизу? Не ужели есть какие то нормы, которые укажут на этот привкус? Где мне найти таких экспертов? Где их обычно ищут? Живу в Сочи.
Добрый вечер, Ник.
А какие требования вы выдвигали магазину? Возврат средств или обмен товара ненадлежащего качества? Сроки удовлетворения данных требований и в частности проведения экспертизы разные.
Так в силу ст.21 ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» при требовании об обмене товара, аналог должны были выдать в течение 7 дней, а при необходимости проведения экспертной проверки через 20 календарных дней. А при требовании о возврате уплаченных средств – 10 дней.
В вашем случае прошло уже 30 дней, и результата нет. Поэтому направляйте претензию на магазин и требуйте немедленного разрешения вопроса. Также рекомендую написать жалобу в Роспотребнадзор, которая повлечет за собой проверку и возможно штрафные санкции для продавца. И если вам откажут в виду того, что экспертом не установлено недостатков, можно заказать независимую экспертизу. Но о месте расположения экспертов я вас не могу уведомить, данными сведениями не располагаю.
Здравствуйте! При оплаченной доставке технически сложного товара могу ли я расчитывать, что продавец сам привезет аналогичный товар, или заберет некачественный, по моему заявлению? Брак выявлен в первый день. Товар габаритный.
Добрый вечер, Виталий.
В силу ч.7 ст.18 ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» доставка товара не надлежащего качества для возврата и обмена, особенно, если товар крупногабаритный либо же весит более 5 кг. осуществляется продавцом. В отдельных случаях, доставка может осуществляться и покупателем, но с возмещением понесенных расходов на доставку за счет продавца.
Однако данное правило относиться только к транспортировке некачественного товара обратно в магазин. Продавец не может выбрать за вас, какой товар вам нужен, поэтому для обмена вам необходимо посетить магазин лично, чтобы выбрать другую модель либо же аналогичную.