Что делать в случае недостачи при инвентаризации?

Последнее изменение: Июнь 2019

Недостача при инвентаризации

Соответствие фактических данных учетным по итогам проведения ревизии явление достаточно редкое. Периодически в результате пересчета выявляются излишки или недостачи. Если излишки не ухудшают финансового положения компании, то недостачи можно отнести к прямым потерям бизнеса. В связи с этим для компании важно их своевременно и корректно оформить, определить возникла ли недостача при инвентаризации по вине материально-ответственного лица.

Сущность, цель и порядок проведения инвентаризации

Как и любой другой хозяйственный процесс проведение инвентаризации имеет свои цели. К ним относят:

  • Определение фактического наличия ТМЦ;
  • Сравнение выявленного количества ценностей с учетными данными;
  • Контроль за сохранностью имущества;
  • Выявление злоупотреблений и виновных в них лиц;
  • Определение непригодных к дальнейшему производственному использованию ценностей и материалов.

Являясь важным элементом управления и контроля, инвентаризация обязательна при составлении годовой отчетности компаний, при смене МОЛ, в случае выявления фактов хищений, при реорганизации компании и после стихийных бедствий.

Инвентаризировать можно как все имущество фирмы, так и его часть. Основным документом, регулирующим процедуру ревизии в компании, является методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Любая инвентаризация проводится комиссией численностью, как правило, не менее 4 человек, один из участников которой – материально-ответственное лицо. Она назначается приказом руководителя, кроме того, в распорядительном документе утверждается срок проведения и дата начала пересчета имущества и ценностей. Для этого можно использовать форму Унифицированная форма № ИНВ-22. В процессе инвентаризации ее члены осматривают, просчитывают объекты проверки, заносят результаты в инвентаризационную опись.

Отражение результатов инвентаризации

По итогам инвентаризации оформляется:

  • Инвентаризационная опись, которая подписывается всеми участниками комиссии;
  • В случае выявления учетных данных от фактических составляется сличительная ведомость по форме ИНВ №19 – скачать.
  • Истребуют объяснения МОЛ по причинам возникновения несоответствий;
  • Составляется ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНФ-26 – скачать;
  • Издается приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Результатом может быть соответствие остатков данным учета, недостача или излишек. Недостача это отклонение фактических данных по количеству в меньшую сторону от учетных.

В случае выявления недостачи по итогам пересчета в компании обязательно проводится служебное расследование этого факта. В ходе его проведения:

  • Издается приказ о назначении комиссии по расследованию;
  • С материально-ответственных лиц берутся письменные объяснения;
  • При отказе от пояснений составляется письменный комиссионный акт;
  • По итогам расследования оформляется акт с отражением результатов, выводов комиссии, фактической оценкой стоимости ущерба, в нем же указываются виновные лица (в случае их выявления).

Недостача не всегда является результатом злоупотреблений, иногда оказывается, что она выявлена в результате ошибок в подсчетах или несвоевременным проведением документов в учетных системах.

При этом порядок действий работодателя в зависимости от того выявлены или нет виновные лица будет разным. Кроме того, если установлен переизбыток одного имущества и нехватка другого, по решению руководителя может быть проведена пересортица. Под пересортицей понимается полное или частичное покрытие недостачи за счет излишков. Кроме того, часть ущерба может быть списана на затраты в пределах норм естественной убыли.

Взыскание ущерба с виновных

Если ответственность МОЛ достоверно установлена, компания может возместить потери за счет его личных средств. Однако в этом случае возможны 2 варианта:

  • Сумма недостачи менее или равна среднему заработку, в этом случае работодатель может единолично издать приказ о взыскании ее суммы из зарплаты работника. При этом разовый размер удержания не должен превышать 20% от месячного заработка. Сделать это можно в течение месяца с момента обнаружения недостачи;
  • Сумма недостачи более одного среднего заработка, в этом случае сумму в пределах месячного дохода также можно взыскать с работника сразу, а вот с остатком долга нужно поступить одним из следующих способов:
    • Договорится с работником о добровольной выплате ущерба, после чего он пишет заявление с просьбой удерживать у него определенные суммы или сразу вносит оставшуюся недостачу в кассу;
    • Обратиться в суд с иском к работнику, о взыскании с него в принудительном порядке суммы ущерба. Это происходит также при пропуске месячного срока взыскания в сумме средней зарплаты.

Для обращения взыскания по недостаче на работника с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Что делать, если виновных нет

Если виновные лица не установлены, либо нехватка вызвана физико-химическими свойствами продукта (естественная убыль), обстоятельствами непреодолимей силы или иными объективными причинами, происходит списание недостачи при инвентаризации. Оно также оформляется письменным распоряжением директора, в котором должно быть указано точное количество и стоимость относимых на затраты или за счет прибыли материалов и ценностей.

Суммы в пределах естественной убыли относятся на производственные затраты, а сверх нее списываются на убытки компании (за счет чистой прибыли).

Также возможно, что недостача вызвана недопоставкой материалов от поставщика. В этом случае при наличии неопровержимых доказательств в его адрес выставляется претензия.

Если у Вас есть какие-либо вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавайте их юристу в онлайн-чат справа или в форму ниже. Это быстро и бесплатно!
Ваша оценка статье
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Не теряйте статью! Сохраните ее в соцсети:
Главный юрист