Последствия некачественного оказания услуг и права потребителя регламентируются Законом от 07.02.1992 N 2300-1. Права исполнителя надежно защищены законом, но доказывать недостатки работы придется именно ему.
Рассмотрим, что подразумевается под недобросовестным выполнением услуг, на что имеет право потребитель, как доказать нарушение условий договора и наличие недостатков, куда можно пожаловаться и какие трудности ожидают потребителя на пути к восстановлению справедливости.
Что такое некачественное оказание услуг
Согласно ст. 4 Закона №2300-1, исполнитель обязан оказать услугу согласно качеству, указанному в договоре с потребителем (заказчиком). При этом договор может быть как письменным, так и устным – все зависит от конкретной услуги. Если законодательством предусмотрены требования к таким работам, они должны осуществляться с учетом них (строительство, медицинские услуги, и пр.). В остальных случаях качество заранее оговаривается сторонами.
Некачественное оказание услуг может выражаться в двух формах:
- Отказ от исполнения (в устном, письменном виде, в форме игнорирования заказчика). Сроки определяются договором или законодательством (ст. 27 Закона №2300-1). По соглашению сторон могут продлеваться. Если с потребителем это не согласовано, он вправе требовать неустойку.
- Ненадлежащее исполнение. Фактически работа выполнена, но не соответствует условиям договора и требованиям заказчика, нормам ГОСТов.
Важно! При ненадлежащем выполнении работ может потребоваться экспертиза. Обычно это касается сделок с коммерческими организациями: например, при проведении ремонта, строительства. Бремя доказывания полностью ложится на заказчика. Если он недоволен качеством, на акте приема нужно сделать соответствующую пометку.
Права потребителя при некачественном оказании услуг
Права заказчика регламентируются ст. 29 Закона №2300-1. Он может потребовать бесплатного устранения дефектов, уменьшения стоимости выполненной работы. Если заказ сделан на изготовление вещи, исполнитель обязан выполнить аналогичную работу качественно, при этом ранее переданную вещь передать клиенту.
Если потребитель самостоятельно устранил недостатки и потратил на это свои деньги, сумма подлежит возмещению исполнителем.
Какая ответственность грозит исполнителю:
- Уплата неустойки в размере 3% от цены договора за каждый день просрочки. Она уплачивается при несоблюдении сроков предоставления услуг. Рассчитывается со дня, следующего за датой выполнения работ по договору, до его исполнения или расторжения. Клиент для получения денег предъявлять претензию не обязан: неустойка по умолчанию перечисляется в обязательном порядке.
- Взыскание неосновательного обогащения. Например, если исполнитель получил вещь для ремонта, но не вернул ее, по закону он обязан передать ее заказчику (ст. 1102 ГК РФ).
- Штраф при обращении клиента в суд за взысканием убытков или неустойки. Его размер составляет 50% от суммы, присужденной судом истцу (п. 6 ст. 13 Закона №2300-1).
- Полное возмещение убытков добровольно или через суд. Это возможно, если заказчику пришлось устранять недостатки работы самостоятельно или с помощью третьих лиц.
Примечание: конфликтную ситуацию можно решить без суда, если клиент предъявит замечания, а заказчик согласится их устранить. Возможно урегулирование и в претензионном порядке. Для некоторых видов споров по закону обязателен досудебный порядок урегулирования.
Как доказать некачественное оказание услуг
Как говорилось ранее, доказывать недобросовестное оказание услуг обязан заказчик. Если еще не подписан акт приема, ситуация упрощается. Но бывает так, что акт уже оформлен, а недостатки обнаружены только через некоторое время. В этом случае нужно учитывать сроки предъявления претензий (ст. 29 Закона №2300-1):
- При наличии гарантии на работу или услугу – в течение гарантийного срока.
- Если гарантии нет – 2 года со дня принятия работы, если законами не установлено иное.
- В отношении строительства – 5 лет с момента оформления акта приема-передачи объекта.
Если же выявлен существенный дефект, требование о безвозмездном устранении предъявляется в течение 10 лет или в период установленного срока службы. Под существенным подразумевается недостаток, который нельзя устранить, либо для исправления которого понадобятся большие расходы (Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17).
Разберемся в каждой ситуации детально.
Услуги ЖКХ
В первую очередь нужно зафиксировать, что услуги ЖКХ оказаны некачественно. Например, если температура горячей воды не соответствует норме, плохо выполнен капитальный ремонт, в подъезде наблюдается антисанитария. Последнее можно зафиксировать на фото.
Для подтверждения понадобятся:
- Акты, подписанные при замере температуры воздуха или воды.
- Экспертное заключение. Оно обязательно, если речь идет о несоблюдении требований к выполнению капремонта.
Для начала в управляющую компанию направляется досудебная претензия. Срок ответа – 30 дней. Если требования не удовлетворены, можно идти в суд.
Медицинские и стоматологические услуги
На некоторые услуги стоматологов дается гарантия: установка пломбы, зубного протеза. Например, если в течение гарантийного срока отвалилась пломба, врач обязан поставить новую или вернуть заплаченные деньги. Если клиент для повторной установки обратился в другое медучреждение, он вправе после этого подать претензию на возврат средств за некачественную работу и возмещение расходов.
Некачественную медработу подтверждают:
- Справки из другого учреждения.
- Экспертное заключение.
То же самое касается и других медицинских услуг. В обоих случаях претензии составляются на имена руководителей организаций.
Строительные услуги
При выполнении строительных работ между заказчиком и подрядчиком заключается гражданско-правовой договор. В нем четко прописываются права и обязанности сторон. Если исполнитель допустил недостатки в работе, клиент вправе не подписывать акт приема-передачи. Если акт подписан, а дефект обнаружен уже после, в установленные сроки подается претензия.
Аналогичные правила действуют и при недобросовестном ремонте квартиры.
Услуги риэлтора
Чаще всего на риэлторов жалуются за неоказание услуг. В первую очередь нужно посмотреть договор: если в нем указано, что агентство только предоставляет информацию, а подбором недвижимости не занимается, доказать, что сотрудники устно обещали найти квартиру, будет проблематично.
Куда пожаловаться на некачественное оказание услуг
В первую очередь у клиента должен быть договор. Он подтверждает факт правоотношений между исполнителем и заказчиком.
Главная контролирующая организация – Роспотребнадзор, но можно подавать жалобы и в другие учреждения в зависимости от ситуации:
- На некачественные медработы – в управление здравоохранения региона.
- В образовательной сфере – в управление или департамент образования.
- По ЖКУ – жилищная инспекция.
Помимо Роспотребнадзора, жалобы рассматривает прокуратура. Для взыскания моральной компенсации, возмещения расходов и иных выплат нужно обращаться в суд.
Возможные трудности
Самая большая сложность для заказчика – постоянное доказывание своей правоты. Именно он при наличии претензий к исполнителю обязан организовать экспертизу, заключение которой подтвердит недостатки. Если же речь идет об обращении в суд, то и там ему придется отстаивать свою позицию самостоятельно.
Но все проблемы можно решить, обратившись за консультацией к юристу. Он детально изучит обстоятельства и расскажет о способах разрешения всех вопросов. Каждый спор индивидуален, и только идеальное знание законов в конкретной сфере поможет выиграть дело.