Претензия о затоплении квартиры

Обновлено: Май, 2023 года

Претензия о затоплении квартиры составляется для получения денежной или иной компенсации за испорченное заливом имущество. В зависимости от того, что стало причиной аварии, документ может быть направлен другому физическому лицу, управляющей организации, региональному фонду капитального ремонта, застройщику или поставщику коммунальных услуг. О том как составить и направить претензию, какие требования в ней можно заявить и что делать в случае отказа в ее удовлетворении, поговорим в данной статье.

Кому направлять претензию о заливе квартиры

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Претензия с требованием возместить ущерб направляется виновнику аварии. Поэтому перед тем, как направлять требование, необходимо определиться, по чьей вине произошла авария (чаще виновником являются соседи сверху или управляющая компания). Затопление квартиры может произойти по разным причинам. В зависимости от того, что стало или чьи действия стали причиной затопления, различается и лицо (физическое или юридическое), которое должно возмещать ущерб.

Причина затопленияК кому обращаться с претензией
Жилое помещение было затоплено из расположенной сверху квартиры из-за прорыва внутриквартирной разводки, выхода из строя сантехнического оборудования, бытовой техники или из-за незакрытых кранов.К собственнику квартиры, в которой находился источник затопления.
Произошел прорыв стояка горячего или холодного водоснабжения, стояка канализации, вышла из строя система отопления, прохудилась крыша, чердак или технический этаж.К организации, которой доверено управление многоквартирным домом (управляющей компании, товариществу собственников жилья, ЖК, ЖСК и т. д.).
В новом доме вышло из строя инженерное оборудование, находящееся на гарантии.К застройщику или к управляющей компании.
Протечка крыши после или во время проведения капитального ремонта МКД.К региональному ФКР.
Причиной залива стало нарушение норм подачи воды, например, избыточное давление в водопроводе.К ресурсоснабжающей организации или к управляющей компании.

Что нужно сделать до составления претензии

Не следует думать, что сразу же после аварии вы можете взыскать деньги с виновника нанесенного ущерба. Направлению претензии предшествует определенная процедура, без соблюдения которой виновник или суд могут отказать в возмещении.

  1. Сразу же после обнаружения признаков залива необходимо сообщить о факте аварии в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Если не можете дозвониться до управляющей компании, обратитесь в городскую аварийную службу. Сообщить об аварии нужно даже в том случае, если вам самостоятельно или с помощью соседей удалось остановить затопление. Диспетчер зафиксирует заявку и, при необходимости, пришлет аварийную бригаду для устранения причины затопления. Например, если в вашей или соседней квартире прорвало стояк водоснабжения, аварийщики перекроют воду в стояке и заменят поврежденный участок.
  2. Затем необходимо составить акт осмотра помещения. Согласно законодательству он составляется не позднее 12 часов после обращения в аварийную службу. В то же время возможны варианты, когда акт составляется позднее или оформляются два документа — один в требуемый законом срок, другой — с корректировками с учетом выявленных скрытых повреждений имущества. Акт о заливе квартиры служит нескольким целям — им подтверждается факт аварии, устанавливается причина и виновник затопления, а также определяется перечень поврежденного от залива имущества. Документ составляет комиссия в составе двух сотрудников УК, собственника пострадавшей квартиры, а также виновника аварии.
  3. После составления акта следует оценить ущерб имуществу. Для этого лучше всего обратиться к независимому оценщику. На основе акта о заливе и визуального осмотра помещения вреда эксперт подготовит отчет об оценке с указанием общей суммы ущерба. Именно ее и можно потребовать с виновника аварии.
  4. Если при составлении акта о заливе возникли разногласия относительно виновника аварии или он не был установлен по объективным причинам, можно заказать строительно-техническую экспертизу. С ее помощью устанавливается причина аварии, а значит и лицо, которое должно возмещать ущерб, вызванный ее последствиями.

Лишь после того, как будет установлен виновник аварии и оценен ущерб, можно обращаться с претензией к лицу, которое должно возмещать ущерб.

Как составить претензию виновнику залива

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Чтобы направить претензию, нужно узнать адрес виновника затопления. Если с организациями это довольно просто, так как их юридический адрес указывается в квитанциях, то с физическими лицами сложнее. Собственник квартиры, являвшейся источником затопления, может быть зарегистрирован по другому адресу, также у жилого помещения может быть несколько владельцев. Поэтому перед составлением претензии возможно придется взять выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах на жилой объект.

Образец претензии о заливе квартиры

Претензия о затоплении квартиры составляется по общим правилам составления претензионных документов. В тексте претензии нужно указать следующую информацию:

  • ФИО и адрес регистрации лица, к которому обращается заявитель или наименование и юридический адрес организации;
  • Сведения о заявителе (ФИО, адрес регистрации);
  • Краткое или подробное название документа, например «Претензия о заливе жилого помещения»;
  • Полное описание ситуации — когда и по какому адресу произошел залив, действия, предпринятые заявителем, ссылка на то, что по факту залива был составлен акт осмотра помещения с указанием даты составления и номера документа, ссылка на то, что в качестве подтверждения размера ущерба был составлен отчет независимого эксперта и т. д.;
  • Указание на то, что действиями (бездействием) лица, которому направлена претензия, были нарушены права заявителя со ссылками на соответствующие законы и/или подзаконные акты;
  • Требования заявителя;
  • Банковские реквизиты для перевода средств;
  • Срок исполнения требований заявителя (обычно 10 дней, однако можно указать меньший или больший временной период);
  • Предупреждение, что в случае отказа в удовлетворении указанных в претензии требований заявитель оставляет за собой право обратиться в судя;
  • Перечень приложенных к претензии документов;
  • Дата составления документа и подпись заявителя.

Претензия составляется в двух экземплярах. Один передается виновнику аварии, второй остается у отправителя.

Что можно потребовать от виновника

Собственник квартиры, пострадавшей от залива, может потребовать возмещения всей суммы, указанной в отчете об оценке ущерба. Однако это не единственная выплата, на которую он может рассчитывать. Закон также позволяет заявить следующие требования:

  • Компенсацию расходов — на проведение оценки, строительно-технической экспертизы, почтовых и телеграфных отправлений;
  • Возмещение убытков, например, на съем жилья (номера в гостинице) по причине того, что вы не могли проживать в затопленной квартире.

Не стоит указывать в претензии такие требования, как компенсация морального вреда, выплата неустойки или потребительского штрафа. Вам обоснованно откажут в таких требованиях, так как их присуждение является прерогативой суда.

Возмещение нанесенного имуществу ущерба необязательно может производиться в денежной форме. При желании вы можете потребовать от виновника аварии возмещения вреда в натуре. Например, вы можете потребовать проведения ремонта квартиры, починки или замены испорченных вещей и т. д. На практике это не лучший вариант компенсации — нет гарантий, что вас устроит качество ремонта и сроки его проведения. Однако если виновник не имеет финансовой возможности произвести выплату, но готов возместить ущерб, можно и рассмотреть и такой вариант компенсации.

Какие документы нужно приложить к претензии

К претензии следует приложить документы, которыми вы обосновываете свои требования. К их числу относятся копии:

  • Акта осмотра помещения;
  • Отчета об оценке ущерба;
  • Строительно-технической экспертизы (при наличии).

Если вы намерены взыскать с виновника аварии компенсацию дополнительных расходов, необходимо приложить копии платежных документов. К их числу относятся договоры и чеки об оплате услуг оценщика и строительного эксперта, а также подтверждение почтово-телеграфных расходов. Если дополнительно вы требуете взыскать убытки, то нужно приложить документы, подтверждающие расходы на съем жилья.

Как передать претензию

Следующий этап — передача претензии виновнику затопления. Здесь существует два варианта действий:

  • Передать документ виновнику лично под роспись;
  • Направить претензию почтой или телеграфным отправлением.

Передачу претензии лично нельзя назвать оптимальным вариантом. Далеко не всегда у собственника затопленной квартиры есть доступ к виновнику аварии. Например, если вы передаете претензию в организацию, то далеко не всегда удается встретиться с ее руководителем. Если же вы обращаетесь к рядовому сотруднику, то необходимо убедиться, что он имеет полномочия на ее прием документов. В ином случае организация может оспорить должное направление претензии в ходе судебного разбирательства.

Оптимальный вариант — направить претензию и прилагаемые документы ценным письмом с описью вложения. Заказывать на почте уведомление о вручении необязательно — движение письма можно отследить на сайте «Почты России» с помощью трек-номера. С даты доставки письма и отсчитывается время на удовлетворение изложенных в претензии требований.

Что делать в случае отказа в удовлетворении претензии

Есть вопросы по теме статьи? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по вашей проблеме (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Виновник аварии может проигнорировать претензию или отказать в ее удовлетворении. В таком случае разрешить спор может только суд. Обращаться в него (с исковым заявлением о возмещении ущерба) можно сразу же после того, как истечет указанный в претензии срок. Также виновник аварии может предложить меньшую сумму компенсации, альтернативный вариант возмещения или рассрочку выплаты. Иногда есть смысл согласиться на сделанное предложение — судебный процесс может затянуться, к тому же далеко не факт, что удастся его выиграть.

С другой стороны, в случае победы в суде можно рассчитывать не только на сумму ущерба имуществу. От виновника аварии можно потребовать неустойку, проценты за пользование чужими денежными средствами и компенсацию судебных расходов. Если же ответчиком является организация, а иск является потребительским, то в иске можно заявить требование о выплате потребительского штрафа (50 % от цены иска).

Частые вопросы и ответы на них

Могу ли я не направлять претензию и сразу обратиться в суд?
Да, можете. Формально соблюдение обязательного претензионного порядка урегулирования спора не является для вас обязательным. На практике направление претензии не только поможет добиться досудебного разрешения спора, но и может понадобиться в суде. В противоположность позиции Верховного суда РФ некоторые судьи могут оставить иск без движения, если истец предварительно не направил ответчику претензию.
Сосед, виновный в заливе, отказался принимать претензию. Заказное письмо с документами было возвращено почтой из-за истечения сроков хранения. Могу ли я в такой ситуации обратиться в суд?
Да, можете. К иску приложите документы с почты, что претензия была должным образом направлена, но не была получена ответчиком по независящим от истца причинам.
В течение какого времени можно направить претензию после аварии?
Законодательство не устанавливает сроков для обращения с претензией о возмещении ущерба. Поэтому можно ориентироваться на срок исковой давности. Для возмещения вреда он составляет 3 года с момента, когда истец узнал о нарушении его прав. В случае залива квартиры исковой срок отсчитывается с даты, когда истец узнал о затоплении жилья. В этот срок и можно обратиться к виновнику аварии за получением возмещения.
Управляющая компания приняла претензию о заливе квартиры. Затем мной был получено от них письмо, что УК намерена инициировать проведение повторной экспертизы (первая проводилась в присутствии сотрудников управляющей компании). Могу ли я сразу обращаться в суд, не дожидаясь проведения новой экспертизы?
Да, конечно. Как только срок, указанный в претензии, истечет, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.

Какие сложности могут возникнуть

Несмотря на то, что претензия о заливе квартиры не имеет строго определенного законом образца, к ее составлению нужно подойти с особой тщательностью. Она должна быть направлена должному лицу и содержать разумные требования, подкрепленные соответствующие документы. Кроме того, претензия должна быть составлена грамотным юридическим языком и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательства. Помочь в оформлении претензии может правовая консультация, получить которую вы можете на нашем сайте.

Главный юрист
Задайте вопрос юристу

Ваш вопрос появится на сайте после прохождения модерации (проверки), не отправляйте его несколько раз. Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я принимаю политику обработки ПДн, согласие на обработку ПДн, пользовательское соглашение.